| |
СТЕПАНОВА В. Ф. _____________ STEPANOVA VarvaraСтепанова Варвара Федоровна 1894 - 1958
Степанова Варвара Федоровна
29 октября 1894 (Ковно) — 20 мая 1958 (Москва)
Живописец, график, сценограф, художник прикладного искусства.
Училась в Казанской художественной школе (до 1912), где познакомилась с А. М. Родченко. По приезде в Москву в 1912 занималась в частных студиях К. Ф. Юона, И. И. Машкова, М. В. Леблана. В 1913 вышла замуж за Родченко.
Творчество Степановой стоит у истоков советского дизайна. Из всех ведущих представителей русского авангарда первой трети ХХ столетия она единственная училась прикладному искусству: в 1913–1914 посещала занятия в Строгановском художественно-промышленном училище. Давала частные уроки. С 1914 участвовала в выставках. В 1910-х писала стихи и оформляла их в рукописные книги, украшая цветной бумагой и рисунками (линиями). Оформляла футуристические книги других авторов. После 1918 была тесно связана с Отделом ИЗО Наркомпроса. С 1920 — ученый секретарь ИНХУКа.
Испытала большое влияние идей В. Е. Татлина и Родченко. В 1919 году художница начала работу над большой серией «Фигуры», в которой, помимо прочего, были воплощены конструктивистские открытия Родченко. В том же году выставлялась на Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм». В 1921 Степанова экспонировала свои работы на выставке конструктивистов «5 х 5 = 25». В 1922 принимала участие в Первой выставке русского искусства в галерее Ван Димена, в 1925 — в Международной выставке декоративного искусства в Париже.
С начала 1920-х станковая живопись перестала быть предметом занятий Степановой, она уступила место производственному искусству, театру и плакату. В 1922 оформила спектакль «Смерь Тарелкина» (по пьесе А. В. Сухово-Кобылина) в театре В. Э. Мейерхольда. Эскизы костюмов и декораций принесли художнице большой успех. В них была воплощена минималистская идея отсутствия любых орнаментальных и «эстетических» элементов (что являло абсолютный контраст оформителям из «Мира искусства», стремившимся к избыточной декоративности, обилию деталей и аксессуаров).
В 1924–1925 Степанова — профессор текстильного отделения ВХУТЕМАСа. Создавала модели спортивной и повседневной одежды, в которой также стремилась к предельной утилитарности и выразительности, соединяя экономное использование материала с яркими цветовыми контрастами. В те же годы вместе с Л. С. Поповой и Родченко работала художником на Первой ситценабивной фабрике в Москве.
С середины 1920-х работала в области типографского дизайна и плаката. Занималась фотомонтажом, оформляла обложки книг и журналов «Советское кино», «Радиослушатель», «Красное студенчество», «За рубежом», «Книга и революция» и других. В 1923–1928 сотрудничала в журналах «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ».
С 1935 оформляла фотоальбомы и журналы в издательстве «Изогиз» (вместе с Родченко): «10 лет Узбекистана», «Первая Конная», «Красная Армия», «СССР на стройке».
В конце 1930-х Степанова вернулась к живописи. Во время Второй мировой войны была эвакуирована в Пермь (1941–1943). Оформляла Окна ТАСС и выставки Гослитмузея. В послевоенные годы продолжала работать художником-оформителем.
Произведения Степановой находятся во множестве ведущих музеев мира, среди которых Музей современного искусства в Нью-Йорке, Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Одно из наиболее крупных собраний работ художницы хранится в отделе Личных коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-11-06 (12199 Прочтено) [ Назад ] |
|
|