Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Головин Александр Яковлевич
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

Поиск зала художника
фамилия:

М а с л о в к а

История Городка
(фильмы о Масловке)


Художники прошлых поколений Масловки:
 · 1870 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1950  гг. р.

Учителя и коллеги -
ближний круг Масловки:

 · 1850 - 1879  гг. р.
 · 1880 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1929  гг. р.
 · 1930 - 1950  гг. р.

Совр.художники Масловки
 · 1910 - 1949  гг. р.
 · 1950 - по н.в.


Баннеры


МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.

МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.


  • Зарегистрироваться
  • Войти
  •   

    ГОЛОВИН А. Я. __________ GOLOVIN Alexandr

    Головин Александр Яковлевич
    1863-1930

    Головин Александр Яковлевич творчество
    фотографии
    выставки
    литература
    статьи о художнике

    Головин Александр Яковлевич
    17 февраля 1863 (Москва) — 17 апреля 1930 (Детское Село Ленинградской области)
    Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.
       Родился в семье священника. В 1872–1879 учился Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. Д. Нерадовского. В 1881 поступил в МУЖВиЗ, сначала занимался на архитектурном отделении, в 1883 перешел на живописное, учился у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, Е. С. Сорокина, П. С. Сорокина, В. Д. Поленова. С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера. В 1887–1888 за живописный этюд и рисунок с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1889 написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. В 1880-х сблизился с С. И. Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка, неоднократно бывал в подмосковном имении Мамонтова.
       В 1889 жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимадся под руководством Ж.-Э. Бланша и Ж. Симона. В начале 1890-х работал у подрядчика А. А. Томашко, выполнял росписи интерьеров. С 1893 участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893, 1895), Московского товарищества художников (1893, 1901–1902), Московского общества любителей художеств (1894–1898).
       В 1890-х неоднократно путешествовал по Италии и Франции. В 1897 занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. В 1898 изучал в Испании техники керамики.
       В конце 1890-х работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т. д. В 1900–1903 создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве.
       В 1898 вместе с Е. Д. Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В. В. и М. Ф. Якунчиковых в Наре под Москвой. В 1898–1900 совместно с К. А. Коровиным, М. Ф. Якунчиковой и Е. Д. Поленовой работал над интерьерами Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900. За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями.
       С 1899 участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902 — член объединения. сотрудничал в одноименном журнале. В 1903 вступил в Союз русских художников. В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900), Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901). В 1901 переехал в Петербург, с 1902 занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917); спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим.
       С 1902 с директором Императорских театров В. А. Теляковским почти ежегодно бывал в Париже, путешествовал по Италии, Голландии, Австрии, Бельгии. В 1905 произведения Головина экспонировались на портретной выставке в Таврическом дворце в Петербурге. В 1906–1907 участвовал в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине.
       В 1908–1917 сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом. В 1909–1910 оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже, в том числе вместе с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.
       В конце 1900-х — начале 1910-х работал в художественно-керамических мастерских П. К. Ваулина в Кикерино под Петербургом.
       В 1912 был избран действительным членом ИАХ. В 1913 поселился в Детском Селе под Петербургом.
       После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств. В 1919 экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927) и Москве (1928). С 1926 сотрудничал с К. С. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Отелло» У. Шекспира (1930). В 1928 был удостоен звания «Народный артист РСФСР».
       Ретроспективные выставки произведений Головина прошли в 1940 в Государственном Русском музее в Ленинграде, в 1956 — в выставочных залах Академии художеств СССР в Москве и Ленинграде, в 1983 и 1988 — в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве.
       Головин — один из наиболее значительных русских художников рубежа XIX–XX столетий, проявивший себя в самых разных областях искусства — живописи, графике, сценографии, керамике. Расцвет его творчества приходится на 1900-е — 1910-е и всецело связан с эстетикой модерна, опираясь на которую художник сумел выработать собственную узнаваемую манеру. Для его произведений, как в живописи, так и в прикладном искусстве, характерны необычайная, подчас даже чрезмерная, декоративность, красочность, изысканность графического решения. Излюбленными в творчестве Головина были орнаментальные растительные мотивы, которые в изобилии встречаются на керамических изделиях по его эскизам, живописных панно, театральных декорациях.
       Произведения Головина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и многих других.


    Творчество:

    А.Я. Головин. Благовещение. Створки царских врат. Архангел Гавриил. 1894. Железо, масло. 92 x 52 см. Костромской государственный объединенный художественный музей
    Благовещение. Створки царских врат. Архангел Гавриил. 1894. Железо, масло. 92 x 52 см. Костромской государственный объединенный художественный музей
    А.Я. Головин. Благовещение. Створки царских врат. Богоматерь. 1894. Железо, масло. 92 x 52 см.   Костромской государственный объединенный художественный музей.
    Благовещение. Створки царских врат. Богоматерь. 1894. Железо, масло. 92 x 52 см. Костромской государственный объединенный художественный музей.

    А.Я. Головин. Картина : Портрет художника Н.К. Рериха. 1907.
    Портрет художника Н.К. Рериха. 1907.

    А.Я. Головин. Клеопатра. 1898. Эскиз декоративного майликового панно для гостиницы
    Клеопатра. 1898. Эскиз декоративного майликового панно для гостиницы "Метрополь" в Москве. Бумага, акварель. 23 x 62 см. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова.

    А.Я. Головин. Картина : На островах. Костромской государственный художественный музей.
    На островах. Костромской государственный художественный музей.

    А.Я. Головин. Картина : Портрет Марии Константиновны Головиной, жены художника. 1898. Картон, пастель. 40 x 37 см. Государственная Третьяковская галерея
    Портрет Марии Константиновны Головиной, жены художника. 1898. Картон, пастель. 40 x 37 см. Государственная Третьяковская галерея
    А.Я. Головин. Картина : Маркиза. Бумага, пастель. 86 x 59 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
    Маркиза. Бумага, пастель. 86 x 59 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

    А.Я. Головин. Картина : Хоромы княгини. 1900. Эскиз декорации к опере А.С. Даргомыжского
    Хоромы княгини. 1900. Эскиз декорации к опере А.С. Даргомыжского "Русалка". Музей Государственного академического Большого драматического театра.

    А.Я. Головин. Курица. Конец 1890-х. Майолика.  Государственная Третьяковская галерея.
    Курица. Конец 1890-х. Майолика. Государственная Третьяковская галерея.

    А.Я. Головин. Шуты. 1900. Эскизы костюмов к опере А.Н. Корещенко
    Шуты. 1900. Эскизы костюмов к опере А.Н. Корещенко "Ледяной дом", Картон, акварель, белила. 46 x 55 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

    А.Я. Головин. Эскиз декорации к балету П.И. Чайковского
    Эскиз декорации к балету П.И. Чайковского "Лебединое озеро". 1901. Эскиз. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

    А.Я. Головин. Светлица. Утро (Пролог). 1901. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
    Светлица. Утро (Пролог). 1901. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка". Картон, гуашь. 54 x 95 см. Государственная Третьяковская галерея.

    А.Я. Головин. Вече в псковском кремле. 1901. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
    Вече в псковском кремле. 1901. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка". Картон, акварель, гуашь. 53 x 93 см. Государственная Третьяковская галерея.

    А.Я. Головин. Эшафот. 1900. Эскиз декорации к опере А.Н. Корещенко
    Эшафот. 1900. Эскиз декорации к опере А.Н. Корещенко "Ледяной дом". Картон, темпера. 43 x 50 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.


    Фотографии:


    Выставки:


    Литература:


    НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
    текст статьи




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2008-02-12 (12705 Прочтено)

    [ Назад ]