Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-12
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  

АКИМОВ Н. П. _________________ AKIMOV Nikolay

Акимов Николай Павлович
3 (16) апреля 1901 (Харьков) — 6 сентября 1968 (Москва)
Живописец, книжный график, театральный художник, режиссёр и педагог.
   Родился Николай Павлович Акимов в семье железнодорожного служащего. В 1910 его отец получил место в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, и семья переехала сначала в Царское Село, затем в Петербург. В 1914 Акимов учился в вечерней рисовальной школе Общества поощрения художников (ОПХ), в 1915 брал уроки в студии С. М. Зайденберга, в 1916–1918 занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева.
   В 1918 Акимов прервал учебу и поступил на работу в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде. С 1920 по 1922 он преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1922 работал художником в Харьковском детском театре. Его первый спектакль — «Подвиги Геркулеса» А.Белецкого, затем был «Алинур» (инсценировка Вс. Мейерхольда и Ю. Бонди по сказке О. Уайльда «Звездный мальчик»). Одновременно Акимов работал и в театре «Красный факел».
   В 1923 Акимов поступил во ВХУТЕМАС, где работал над оформлением пьесы Н. Н. Евреинова «Даешь Гамлета» в театре «Кривое зеркало». С 1923 же художник работал в театрах малых форм: в «Музыкальной комедии», «Современном театре», «Вольной комедии», в театрах-кабаре «Карусель» и «Балаганчик». В 1924 Акимов оформил спектакли «Девственный лес» Э. Толлера в Большом драматическом театре и «Озеро» Люль А. Файко в Академическом театре драмы.
   В 1926 Н. П. Акимов участвовал в создании Ленинградского театра сатиры. В Москве во МХАТе 2-м оформил спектакль «Евграф, искатель приключений» А. Файко, создал свои первые театральные плакаты. В 1927 в Ленинграде состоялась первая персональная выставка его работ, а в издательстве «Academia» вышла книга, посвященная творчеству Акимова (авторы статей А. Пиотровский, Б. Брюллов, Н. Петров). В 1932 Акимов впервые выступил как театральный режиссер: в театре им. Е. Вахтангова он поставил «Гамлета»; с 1933 работал главным режиссером Ленинградского мюзик-холла, где создал знаменитую в те годы Экспериментальную мастерскую.
   В 1935 начался самый главный этап в жизни Николая Павловича Акимова: он возглавил Ленинградский театр Комедии (к тому моменту сменивший много названий и умирающий Ленинградский театр сатиры). Только за первый год работы Акимов совершил, казалось бы, невероятное: театр не только ожил, но и стал качественно другим. «Лидер по натуре, уникально одаренный художник, график, литератор, режиссер, оратор, организатор, — ренессансная личность, Акимов построил театр столь оригинальный, что даже вопреки нормам русского языка слово Комедия в названии театра стало писаться с заглавной буквы. Эта акимовская «К» и сегодня на программках спектаклей театра, носящего имя Акимова» (www.komedia.spb.ru).
   Театральные премьеры следовали одна за другой. «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Вега, «Школа злословия» Р. Б. Шеридана, «Двенадцатая ночь» Шекспира. «Тень» Е. Л. Шварца, «Опасный поворот» Д. Б. Пристли и др.
   Акимовские эскизы театральных костюмов были портретами актеров, которых он выбирал на роли. По словам самого Акимова, «рисование сценического костюма переросло в рисование сценического образа». Его театральные плакаты были естественной и потому неотъемлемой частью каждого спектакля. Незадолго до войны Театр Комедии был признан одним из лучших театральных коллективов страны. В годы войны — в осажденном Ленинграде, а затем в эвакуации — театр и его главный режиссер выпустили 16 премьер, среди которых «Питомцы славы» А.Гладкова и «Дракон» Евг. Шварца (позже запрещенный цензурой и восстановленный почти через два десятка лет).
   Совместно с художественно-театральной деятельностью Акимов на протяжении всей жизни пишет портреты, в том числе Николая Черкасова, Бориса Тенина, Николая Охлопкова и др. В огромной серии живописных и графических портретов предпочтение отдается людям театра — актерам, режиссерам, драматургам. Темы театра и драматургии преобладают и в его книжной графике, к которой он возвращается в 1960-х после длительного перерыва.
   В 1949 «за формализм в искусстве» и «западничество» Акимов был отстранен от руководства театром. Через два года в качестве главного режиссера и художника Ленинградского Нового театра (с 1955 — театр им. Ленсовета) он поставил и оформил знаменитые сатирические «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Дело» А. В. Сухово-Кобылина. Прирожденный педагог, Акимов в 1955 начал преподавательскую работу в Ленинградском театральном институте, основав и возглавив в нем художественно-постановочный факультет, на котором были воспитаны многие превосходные мастера сценографии. Блестящий и остроумный человек, Акимов входил в художественную элиту своего города, определяя ее высокий уровень и неповторимое лицо.
   Только в 1956 Акимов смог вернуться в театр Комедии, который все годы его отсутствия оставался без руководителя. Возвращение ознаменовалось постановкой пьесы Е. Л. Шварца «Обыкновенное чудо». В том же году в Москве (в ЦДРИ) прошла выставка его театральных плакатов. В 1957 на Первом Всесоюзном съезде художников (Москва) Акимов выступил с докладом «Художник советского театра». На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) он был удостоен серебряной медали.
   В 1963 в Ленинграде и через два года Москве состоялись персональные выставки работ Акимова. Среди поздних режиссерских и оформительских работ Акимова — спектакли «Дон Жуан» Дж.-Г. Байрона, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина; спектакль на сцене «Комеди Франсез» в Париже в 1966. Как театральный художник он осуществил постановки пьес «На всякого мудреца довольно простоты» Н. Островского и «Цилиндр» Э. де Филиппо.
   Умер Н. П. Акимов в номере московской гостиницы во время гастролей Театра Комедии в 1968. Неоконченной осталась постановка пьесы Шекспира «Конец — делу венец».
   После смерти Акимова осталось огромное художественное наследие: портреты, книжная графика, станковая и театральная графика, эскизы декораций и костюмов.
   В статье использована информация сайта artinvestment.ru


Выставки:
1978 - графика из частных собр. Л., ГМИЛ (кат, 1979);
1981 - Москва-Париж (кат, с. 348);
1982 - Токио;
1987 - Токио; Будапешт;
1988 - Вена.
Музеи:
ГРМ, ГЦТМ, С-Петербургский музей театра и музыки им. М. И. Глинки, Музей Академического театра комедии (СПб.).
(По материалам О.О. Ройтенберг)

 Акимов Н. П. Натюрморт. Начало 20-х. Ф.Т.М. 21.5х22.5
Натюрморт. Начало 20-х. Ф.Т.М. 21.5х22.5


Литература:

ББС, т. I, с. 75-76;
Эткинд М. Г. - Альбом. М., 1980 (даты жизни и творчества, список осн. произв., участие в в-ках, перс, в-ки, библиография).




Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

Опубликовано: 2007-07-31 (26191 Прочтено)

[ Назад ]
Content ©
® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

Открытие страницы: 0.447 секунды