Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Яковлев Василий Николаевич
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

Поиск зала художника
фамилия:

М а с л о в к а

История Городка
(фильмы о Масловке)


Художники прошлых поколений Масловки:
 · 1870 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1950  гг. р.

Учителя и коллеги -
ближний круг Масловки:

 · 1850 - 1879  гг. р.
 · 1880 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1929  гг. р.
 · 1930 - 1950  гг. р.

Совр.художники Масловки
 · 1910 - 1949  гг. р.
 · 1950 - по н.в.


Баннеры


МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.

МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.


  • Зарегистрироваться
  • Войти
  •   

    ЯКОВЛЕВ В. Н. ________________ YAKOVLEV Vasiliy

    Яковлев Василий Николаевич
    1893-1953

  • творчество
  • фотографии
  • статьи о художнике
  • Василий Николаевич Яковлев (1893-1953), русский художник, мастер живописи и реставрации.
         Родился в Москве 2 (14) января 1893 в семье аптекаря. С 1911 учился на физико-математическом факультете Московского университета, попутно (в 1913-1914) посещая студию В.Н. Мешкова. В 1914-1917 занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества, в частности у А.Е. Архипова и К.А. Коровина. Был одним из активных членов АХРР.
         В 1932-1933 по приглашению А.М. Горького побывал в Италии. Жил в Москве. Восторженно почитал старых итальянских, голландских и фламандских мастеров, чему способствовал его огромный опыт музейного реставратора (работал в Центральных реставрационных мастерских, 1924-1927, а в 1926-1931 заведовал соответствующей мастерской Музея изобразительных искусств).
         Будучи "воинствующим реалистом", настроенным к арт-авангарду крайне негативно, противопоставлял ему манеру, основанную на детальной имитации живописной классики. Так, образы Ренессанса и барокко - совмещенные с впечатлениями от творческих командировок или современного артистического быта - претворялись в живописный цикл Рыбы Баренцева моря (1931-1934), в картины Вакханалия (1934), Старатели пишут творцу Великой Конституции (1937), Спор об искусстве (1946; все три работы - Русский музей), Колхозное стадо (1948, Музей изобразительных искусств, Оренбург; Сталинская премия 1949), Возвращение с охоты (1948, Третьяковская галерея) и др., всем им присуща натюрмортно-дотошная детализация предметных и телесных фактур, порою обретающая (как в пародийно-эротической Вакханалии с портретами друзей-художников или бурном Споре об искусстве, что происходит в студии, загроможденной антиквариатом) почти сюрреальный оттенок. Часто выступал как салонного толка портретист (Арфистка В.Г. Дулова, 1934, частное собрание, Москва; и др.) и мастер пейзажа "в старинном вкусе" (виды Сорренто, 1933).
         В 1938-1939 и 1949-1950 занимал пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Закрепил свой высокий официальный статус героическими портретами периода Второй мировой войны (Герой Советского Союза В.Н. Яковлев, 1941; Партизан, 1942; оба портрета в Третьяковской галерее; Сталинская премия 1943). Однако его конный портрет маршала Г.К. Жукова - на фоне пылающих берлинских руин (1945-1946, Музей блокады Ленинграда) - вышел чересчур патетическим, как бы ущемляющим авторитет генералиссимуса, и был запрещен для показа.
         Мастер активно выступал и как педагог (преподавал с 1918 в Свободных художественных мастерских, Институте имени В.И. Сурикова и других училищах).
         Обращался к литературе, написав в 1930-е годы автобиографическую повесть Фрол Скопин (опубликована в его посмертной очерковой книге Мое призвание, 1963). А также О живописи, 1951; О великих русских художниках, 1952; Художники, реставраторы, антиквары, 1966. Последней крупной работой Яковлева было руководство (вместе с П.П. Соколовым-Скаля) реставрацией Севастопольской панорамы Ф.А. Рубо (с 1952).
         Умер Яковлев в Москве 29 июня 1953.
         (По материалам RIN.ru)

  • Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
    Яковлев Василий Николаевич (1894) первоначальное художественное образование получил в студии московского художника В. Н. Мешкова.
    В 1914 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где работал, одновременно занимаясь на математическом факультете Московского университета. По окончании в 1917 г. Московского училища живописи начал вести художественно- педагогическую работу в училище и на архитектурном отделении инженерно- строительного факультета МВТУ.
    В 1920-22 г.г. выполнил около 200 работ для Музея земледелия при МОЗО.
    В 1924 г. занялся научно-реставрационной работой в Центральных государственных реставрационных мастерских и в Музее изобразительных искусств.
    Участвовать на выставках начал с 1918 г. (Союз русских художников, АХР, ССХ и ряд заграничных). Участник выставок к пятилетию и десятилетию РККА.
    Имеются работы в Музее революции, Музее Красной армии и др.
    (Работы: «Рапорт (фрагмент композиции „Выпуск слушателей Военной академии в Кремле)», «Портрет Максима Горького», масло; «Выпуск слушателей Военной академии в Кремле», рисунок.)


    Красные командиры


    Автопортрет. Кон. 1920-х - нач. 1930-х.
    Бум. гр.кар. 39,5х30 см.

    Автопортрет. 1920. Бум. на к., графитный карандаш. 39х30 см.


    Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции. 1937


    Портрет генерала И.В.Панфилова. 1942.

    Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве. 1942-1944


    Натурщица

    Сидящий натурщик. 1947. Х.М.


    Цветы у окна. Х.М. 35,5х47,5 см.


    Глухари. 1949. Х.М.

    Весенний пейзаж. Х.М. 34х72 см.


    Фотографии:


    На выставке "XV лет РККА". 1933. Сл.напр.: С. М. Спирин, И.Г. Дроздов, М.Б. Греков, И.Ф. Колесников,
    Г.Н. Горелов, В.А. Зверев, В.Н. Яковлев, Е.М. Чепцов, М.И. Авилов, В.А. Кузнецов, И.А. Владимиров,
    Н.И. Дормидонтов, С.А. Павлов.


    Выставки:


    Литература:

    М.А.Островский. Яковлев В.Н.
    Детство Василия Николаевича Яковлева (1893-1953) прошло на одной из окраин Москвы. После окончания школы юноша поступил в Московский университет на математическое отделение. Параллельно брал уроки живописи. Первым серьезным его учителем в этом деле стал В. Н. Мешков, один из наиболее уважаемых педагогов Москвы. Прозанимавшись у него примерно с год, В. Н. Яковлев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако он быстро разочаровался, не найдя там той строгой, серьезной живописной школы, которой он жаждал, к которой стремился.

    Решающее влияние на формирование художественной манеры и воззрений В. Н. Яковлева на искусство оказали произведения великих художников эпохи Возрождения, с которыми он познакомился в Эрмитаже. Много времени живописец стал отдавать изучению старых мастеров. Постепенно Яковлев превратился в тонкого знатока живописной техники и стал прекрасным реставратором. В 1918 году начинается педагогическая деятельность Яковлева, сначала в Московском училище живописи в качестве ассистента С. В. Малютина, потом в Свободных государственных мастерских. Позже он обучал рисунку студентов Московского архитектурного института, Всесоюзной академии архитектуры и Академии художеств в Ленинграде. Длительное занятие реставрацией наложило отпечаток на личное творчество В. Н. Яковлева. Он перенял у старых мастеров множество приемов, писал свои произведения в темно-коричневой колористической гамме. Особенно настойчивые и прямые ассоциации со старыми мастерами вызывают его натюрморты. Их грандиозность, помпезность выглядят нарочитыми. В начале 1920-х годов В. Н. Яковлев примкнул к Ассоциации художников революционной России. Вскоре он написал ряд произведений, посвященных Красной Армии ("Разбор винтовки", "Газета на фронте", "Командиры Красной Армии"), Много полотен создал художник, путешествуя по родной стране. В 1927 году В. Н. Яковлев побывал в Париже, а в 1932 был приглашен А. М. Горьким в Италию, где написал его портрет.

    Портреты и сюжетные композиции занимали большое место в творчестве В. Н. Яковлева. Если его ранним портретным работам были свойственны чернота и сухость живописи, то в 1930-х годах в палитре художника появились звучные краски (портреты К. С. Станиславского, В. Г. Дуловой, М. М. Климова, С. А. Головина). Яковлевские портреты подкупали правдивостью передачи внешнего сходства, законченностью формы, но вместе с тем они отличались салонной декоративностью. Кроме станковой живописи (портреты, натюрморты), В. Н. Яковлев занимался оформлением интерьеров общественных зданий, помещений для выставок. В 1939 году его пригласили на пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

    В годы Великой Отечественной войны, совершив несколько поездок на фронт, художник написал ряд батальных картин и много портретов. Особенную популярность снискали выполненный им портрет Героя Советского Союза гвардии генерал-майора И. В. Панфилова (1942) и портрет белорусского партизана. В 1943 году В. Н. Яковлев был удостоен звания народного художника РСФСР, а в 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. В конце жизни он много работал в пейзажном жанре.




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2004-12-07 (34404 Прочтено)

    [ Назад ]