Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Фаворский Владимир Андреевич
МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура 20-го века
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивПоиск в помощь коллекционеруКупить. Актуальные преложенияФорум

Поиск зала художника
фамилия:

М а с л о в к а

История Городка
(фильмы о Масловке)


Художники прошлых поколений Масловки:
 · 1870 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1950  гг. р.

Учителя и коллеги -
ближний круг Масловки:

 · 1850 - 1879  гг. р.
 · 1880 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1929  гг. р.
 · 1930 - 1950  гг. р.

Совр.художники Масловки
 · 1910 - 1949  гг. р.
 · 1950 - по н.в.

 · Ссылки
 · Напишите нам


Р е к л а м а





МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.

МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.



  • Зарегистрироваться
  • Войти
  •   

    ФАВОРСКИЙ В. А. _________ FAVORSKIY Vladimir

    Фаворский Владимир Андреевич
    1886-1964

  • творчество
  • фотографии
  • статьи о художнике

  • Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964), русский художник и теоретик искусства, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна. Родился в Москве 3 (15) марта 1886 в семье юриста; мать его, С.О.Шервуд, была художницей. Учился в школе-студии К.Ф.Юона (1903–1905), а также в частной академии Ш.Холлоши в Мюнхене (1906–1907). С 1905 занимался искусствоведением в Мюнхенском, а с 1907 – в Московском университете, защитив в 1913 дипломную работу Джотто и его предшественники. Был членом объединения «Четыре искусства». Испытал влияние Т.Бьюика.
          Занимаясь с 1907 ксилографией, стал виртуозом торцовой гравюры на дереве. Был близок к поэтике и стилистике символизма и модерна, однако, добиваясь не только символической насыщенности, но и строгой конструктивности своих образов, воспринимал и новации авангарда, в первую очередь кубизма. Оптимальным полем художественного эксперимента стало для него искусство книги.
          Он разработал особую теорию оформления, понимая книгу как целостный эстетический организм, «инструмент для чтения», в котором декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным (теоретические взгляды Фаворского, акцентирующие значение «чистой формы», сложились под решающим воздействием немецкого скульптора и философа А.Гильдебрандта; книга последнего Проблема формы в изобразительном искусстве была издана в 1914 в переводе самого Фаворского и Н.Б.Розенфельда). Книжно-оформительские работы Фаворского 1920-х годов (Фамарь А.П.Глобы, 1923; библейская Книга Руфь, 1925; Новая жизнь Данте, 1934; Рассказы Б.А.Пильняка, 1932) эмблематически-лаконичны и по-своему, несмотря на малый масштаб, монументальны; в них преобладает черный, почти осязаемый штрих. С середины 1930-х годов мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим светотень, в его произведениях нарастают черты классицизма. Среди характерных работ второго периода – Сонеты У.Шекспира (1948), Р.Бернс в переводах С.Я.Маршака (1950), Слово о полку Игореве (1953), Борис Годунов (1956) и Маленькие трагедии (1961) А.С.Пушкина (за эти циклы Фаворскому была присвоена Ленинская премия 1962).
          Был также тонким мастером портрета – историко-романтического (гравюры: Ф.М.Достоевский, 1929; Пушкин – лицеист, 1935) и камерно-бытового (серия карандашных двойных портретов родных и друзей художника, 1938–1961). С 1942 обращался и к линогравюре (серия Самарканд, 1942–1944). Даже когда Фаворский выполнял сугубо официальные «соц-заказы» (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито в Доме моделей, 1935; обе работы не сохранились), строго соблюдаемый принцип «чистой», гармонически замкнутой в себе формы помогал ему избегать поверхностной конъюктурщины.
          Почти всю творческую жизнь плодотворно работал как педагог (преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Вхутемас, был там ректором в 1923–1925, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства). Оказал влияние на мастеров «сурового стиля». Умер Фаворский в Москве 29 декабря 1964.




    Тройной портрет с манекеном. 1910

    Автопортрет. 1911



    Вид на Новоспасский монастырь. 1919

    Натюрморт. 1919



    Книга Руфь. 1924

    Элегия. 1921



    Баба Яга

    Фронтиспис к трагедии А.Глобы "Фамарь". 1923



    Ф.М.Достоевский. 1929

    Портрет Н.Н.Купреянова. 1926



    Портрет М.Фаворской и Е.Дервиз. 1945

    Портрет М.И.Бабанова. 1933



    "Октябрь". Станковая гравюра. 1928



    "1919, 1920, 1921 годы". Станковая гравюра. 1928



    Иллюстрация к повести Н.Гоголя "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". 1930

    Иллюстрация к произведениям М.Пришвина. 1933-1935



    Иллюстрации к "Рассказам о животных" Л.Толстого. 1929

    Фронтиспис к рассказу Л. Толстого "Акула". 1929









    Фронтиспис к книге "Роберт Бернс в переводе С.Маршака". 1950

    Михаил Кутузов. 1945-1947



    "Слово о полку Игореве". "Боян". 1948

    "Слово о полку Игореве". "Затмение". 1948


    "Слово о полку Игореве". "Вторая битва с половцами" (страничный разворот). 1948



    Пушкин лицеист. 1935.

    Иллюстрация к "Борису Годунову" "Пимен и Григорий". 1954-1955


    Иллюстрация к "Борису Годунову" "Борис и юродивый". 1954-1955



    Иллюстрация к "Борису Годунову" "Народ безмолвствует". 1954-1955



    Иллюстрация к "Борису Годунову""Смерть Бориса". 1954-1955



    Иллюстрация к "Каменному гостю". 1960-1961
     

    Иллюстрация к "Моцарту и Сальери" 1960-1961



    Д.Н.Орлов в роли Юсова в комедии А.Островского
    "Доходное место".1933

    Иллюстрация обложки каталога "Искусство в СССР". 1957


    Эскизы костюмов для спектакля "Двенадцатая ночь". 1933



    Иллюстрация к роману Ч.Диккенса "Тяжелые времена". 1933





    Медицинская сестра (фрагмент). 1923

    В.А.Фаворский



    ФОТОГРАФИИ



    Н.Я.Ефимова, И.С.Ефимов, В.Д.Дервиз, А.С.Симанович, В.А.Фаворский, М.В.Фаворская, А.Е.Фаворский,
    О.В.Фаворская. Внизу: Адриан Ефимов и Никита Фаворский. 1923



    В.А.Фаворский среди художников. 1930-е



    В.А.Фаворский среди участников спектакля "Двенадцатая ночь" в МХАТ II



    В.А. Фаворский с внучкой

    И.С.Ефимов и В.А.Фаворский. 1938



         Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)

         Родоначальником московской школы графиков можно считать Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964), признанного классика книжной иллюстрации. В гравюрах В.А. Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства. Древний язык граваюры на дереве зазвучал в работах мастера свежо и оригинально.
          В. А. Фаворский разработал систему приемов для передачи действия, длящегося во времени: - совмещение в пределах одной композиции изображений событий, совершающихся в разное время и в разных пространственных планах; - многофигурные иллюстрации, где действие-завязка и действие-развязка изображались за пределами основной композиции в виде своеобразного обрамления; - принцип "повествовательных" серий: начало действия в заставке - узловые моменты в страничных и разворотных иллюстрациях - маленькие иллюстрации прямо напротив соответствующего текста - завершение действия в концовке. Событие, длящееся во времени, может быть изображено по-разному: реалистично и метафорично (с применением символики и аллегории).
          О своем творческом методе В.А Фаворский убедительно рассказал на примере умозрительного иллюстрирования двух пушкинских произведений - "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Евгения Онегина". Обращаясь к творческому прочтению литературного произведения, художник стремился определить, чьими глазами увиден тот мир, в котором живут и действуют герои, с точки зрения каждого попробовать посмотреть на все то, что изобразил в словесных образах писатель.
          Создавая орнаментальную систему убранства конкретной книги, В.А Фаворский стремился выявить архитектонику построения литературного произведения (деление на части, главы и др.). Для этого он применял орнаментальные мотивы. Орнамент, его расположение, его стилистические особенности используются для того, чтобы ввести читателя в стиль эпохи, которой посвящено данное произведение, или усилить эмоциональное восприятие художественного слова.
          В.А Фаворский считал, что, как и архитектурные формы или формы прикладного искусства, книжный орнамент является одним из активных выразителей стиля.
          Статья по материалам Томской областной детско-юношеской библиотеки. Благодарим за эту статью и некоторые, приведенные на странице иллюстрации сайт http://graphic.org.ru


         М.Л.Елекоев ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич
         Дата публикации: 31.05.2002. ___ Источник: Альманах "Русскiй Антикварiатъ".
          Известный прежде всего как книжный график, ксилограф Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) был создателем произведений во многих видах изобразительного искусства - в монументальной живописи (в техниках фрески, сграффито, мозаики), театрально-декорационной живописи, скульптуре, декоративном искусстве. Присущая художнику универсальность, качественно отличная от искрометной артистической разносторонности мастеров рубежа XIX и ХХ веков, включала фундаментальное осмысление теории искусства, развитую педагогическую систему, собственно школу Фаворского, что без преувеличения позволяет назвать его талант близким по духу художникам-мыслителям эпохи Возрождения.
          Первые серьезные навыки в рисовании Фаворский получил в московской студии К. Ф. Юона (1903- 1905), параллельно посещая и вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище (СХПУ). После окончания гимназии Фаворский в 1905 году поступил в Мюнхенский университет. Занимаясь на искусствоведческом отделении философского факультета, он одновременно учился в школе Ш. Холлоши и в дальнейшем считал его своим основным учителем по искусству. Вернувшись в 1907 году в Москву, Фаворский продолжил искусствоведческое образование в Московском университете и в 1913 году защитил дипломную работу "Джотто и его предшественники".
          Буквицы к "Суждениям господина Жерома Куньяра" А. Франса, выполненные в 1918 году, принесли Фаворскому известность. Растущая потребность нового общества в иллюстрированной литературе подсказывала художнику основное направление творчества. В 1920-х годах им были созданы иллюстрации к книгам "Кремль. Свердловский зал" (1921), "Эгерия" П. П. Муратова (1921), "Домик в Коломне" А. С. Пушкина (1922), "Рассказы о животных" Л. Н. Толстого (1929).
          Наиболее последовательно творческие принципы мастера отразились в работе над "Книгой Руфь" (1921). Начиная с обложки, титула, шрифта и вплоть до концовки оформление следует идее произведения, представляя единое пространственное изображение, которое не нарушает своим вторжением внутреннюю жизнь текста, а передает его стиль, не становясь при этом стилизацией. Стиль вещи Фаворский определяет как отношение предмета к пространству, которое, наполняя произведение, "создает мир в пределах, ограниченных рамой или контурами, бесконечно сложный и цельный". В своем пластическом видении Фаворский обнаруживает близость к византийским мозаичистам, к Микеланджело, Врубелю. Фаворский соединяет в одном изображении не только близкие по времени события, но подчас наполняет пространство целыми эпохами. На фронтисписе "Книги Руфь" к дереву с раскинувшейся кроной, восходящей к библейской символике, склонилась молодая женщина, в линиях фигуры которой одновременно ощущаются и твердость и покорность своему долгу стать у истоков рода Давидова, насадить древо, увенчанное царской короной. В серии гравюр "Годы революции" (1928) все пространство охвачено стремительным движением, калейдоскопом событий, пульсирующим центром которых предстает фигура вождя в окружении сподвижников; в портрете Достоевского (1929) насыщенный драматизмом фон - олицетворение действительности - напряженно сжал фигуру писателя, а наклон его головы и жесткие руки выражают непреклонное противодействие внешним силам.
          Уже в ранних критических статьях, посвященных творчеству художника, отмечено его особое отношение к материалу гравюры. "Архаика Фаворского, - писал в 1923 году А. М. Эфрос, - очерчивает себя эпохой первой зрелости ксилографии. Его область - последние десятилетия XV века и немецко-нидерландская почва". Фаворский, очищая деревянную гравюру от поздних технических и имитационных наслоений, приведших к утере ощущения материала (дерева), подчеркивает скульптурность гравюры, уподобляя ее рельефу. В 1920-30-е годы Фаворский преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, заведовал кафедрой ксилографии. В 1923 году был избран ректором Вхутемаса; с его руководством во многом связан расцвет этого учебного заведения в те годы. Собственно с учебной целью были написаны основные его теоретические работы: "Лекции по теории композиции" и курс "Теория графики".
          В начале 1940-х годов произошла стилистическая переориентация в творчестве Фаворского. Художник, отчасти вынужденный считаться с требованиями издательств, трансформирует формальную выразительность в тонкость обработки формы, изощренную технику штриха, психологическую глубину образов. Получив возможность работать над наиболее интересными заказами, он концентрирует внимание на целостном оформлении книги, связанностью ее частей. В 1950 году он создает наиболее "монументальную" свою работу этого периода - оформляет "Слово о полку Игореве"; затем иллюстрирует "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (1954-1955).
          Последняя работа в области книжной графики - "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина (1959-1961). Впервые Фаворскому было предложено выбрать литературное произведение и формат издания, что обусловило изобразительную свободу художника, позволившую ему обобщить лучшие стороны своего раннего и позднего творчества. Книге задан подчеркнуто горизонтальный строй, связывающий четыре произведения. Все ее элементы, по словам художника, служат для выражения ее серьезности, той страстности человеческих чувств, которой она полна. Иллюстрации к "Каменному гостю" можно отнести к шедеврам творчества Фаворского. Ужин у Лауры и сцена дуэли, расположенные через несколько страниц, то есть разделенные поступательным движением литературного времени, наделены внутренней временной и пространственной взаимосвязью. Подчеркнутая статичность первой сцены взрывается стремительным ритмом сцены дуэли, в которой совмещены элементы предшествующего действия, настоящей и грядущей развязки. Неубранный стол на переднем плане напоминает о только что закончившемся спокойно ужине; следующий план - молниеносный поединок (как у Пушкина) - порывистое настоящее; далее - Лаура, отвернувшаяся от ужаса происходящего, но так, что изобразительно она как бы прижимается к голове Дона Гуана - это то, что последует сразу же после дуэли; и наконец, тень от руки и эфеса шпаги Дона Гуана, превращенная в зловещий крест, нависший над всем происходящим, - это и есть развязка трагедии. Так в гравюрах художника "время входит в композицию и композиция становится сложной, многоплановой".
          Фаворский и в жизни, и в общественной деятельности, несмотря на множество тяжелых и сложных моментов, связанных с меняющимися взглядами власти на искусство, ряд трагедий личного плана (в годы Отечественной войны у него погибли оба сына), оставался верным своим принципам. Он воспринял и официальное признание с достоинством мудреца (в 1962 году Фаворский стал лауреатом Ленинской премии, в 1963-м ему присвоили звание народного художника СССР). Однажды на вопрос своего ученика о будущем советского искусства Фаворский ответил по-евангельски: "Нужно так: Богу Богово, а Кесарю Кесарево, - и добавил: - Надо только, чтобы было построено пространство... Все, что мы делаем, чему-то служит".
         
          Литература: 1. Халаминский Ю. "Владимир Андреевич Фаворский". М., 1964. 2. Фаворский В. А. "Об искусстве, о книге, о гравюре". М., 1986. 3. "В. А. Фаворский: Каталог выставки к 100-летию со дня рождения". М., 1986. 4. "В. А. Фаворский: Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений". М., 1991.


         А.Д.Березин      В.А.ФАВОРСКИЙ - биография, 1994.
         В.А. Фаворский вошел в отечественную и мировую художественную культуру как непревзойденный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. За долгую свою жизнь художник не раз обращался и к другим видам искусства (скульптура, фресковая живопись, карандашный рисунок, театральное оформление). Фаворский занимался и декоративным искусством. В 1937 году, например, за работу по оформлению Советского павильона Всемирной выставки в Париже он был удостоен высшей награды "Гран при". Но предпочтение художник отдавал гравюре.
          "В молодости, — писал Владимир Андреевич, — я учился живописи. Мне сулили успех. Возможно я даже стал бы хорошим живописцем, но предпочел графику. Предпочел как изобразительное искусство, более доступное людям, чем живопись, как искусство массовое". Фаворский был незаурядным педагогом, учителем и наставником большой группы мастеров советского изобразительного искусства, чьи произведения составляют гордость советской художественной культуры (А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, А. Каневский и другие).
          "В 1921 году, — писал А. А. Дейнека, — демобилизуюсь из армии и командируюсь в Москву на учебу во ВХУТЕМАС — графический факультет... Учусь у В. А. Фаворского ... Несмотря на проклятый холод и голод, там велась большая и серьезная работа над формой, композицией". "Поступил на графический факультет, где вскоре встретился с В. А. Фаворским, — сообщал А. Каневский. — Удивляюсь, до каких высот может дойти мастер". "Когда мы говорим о Владимире Андреевиче Фаворском, — утверждал А. Гончаров, — мы говорим о нем обычно как о художнике. Это был очень большой художник. ...Но далеко не все еще сказано о нем как о человеке. Для русских художников и деятелей культуры именно человеческие качества всегда были существенной чертой. Русское искусство всегда беспокоилось о духовной чистоте. Владимир Андреевич был добр, кристально честен внимателен к людям, доброжелателен к хорошему. Если бы меня спросили, кого взять образцом человека, я назвал бы Фаворского". В А Фаворский родился в Москве. Рано он стал приобщаться к изобразительному искусству. "Я начал рисовать, - вспоминал художник, - потому, что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником Дед и мать были художниками, таким образом создалась художественная линия в семье".
          Когда мальчик подрос, он стал посещать вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище, а в 1903-1904 годах его определяют в художественную школу К. Ф. Юона.
          Почти два года (1906-1907) Фаворский прожил в Мюнхене, где учился в частной художественной академии Холлоши и слушал лекции по искусству в Мюнхенском университете. В эти же годы он путешествует по Италии, Австрии, Швейцарии.
          В 1907—1912 годах художник учится на искусствоведческом отделении Московского университета. В 1911 году Фаворский впервые участвует на XVIII выставке Московского товарищества художников на которой экспонирует деревянную скульптуру "Шахматы", а уже в 1912 году на XIX выставке того же товарищества гравюры на дереве. С той поры начинается стремительное движение художника по пути освоения и развития искусства ксилографии. Ранние произведения Фаворского отличаются немногословием, скупыми намеками, когда все последующие работы выражают глубину мысли, мудрость и зрелость художника. Это легко прослеживается на примере иллюстраций к комедии П. Муратова "Кофейня" (1922) и пушкинскому "Борису Годунову" (1954-1955). В первом случае действующие лица, окружающие их предметы изображены лаконичными штрихами, дающими лишь самое общее представление о событиях, изложенных в литературном произведении. Здесь художник как бы приглашает зрителя домыслить, дорисовать, образно расширить содержание публикуемых иллюстрации. Гравюры к "Борису Годунову" исполнены с огромной экспрессией и темпераментом. Они дают исчерпывающую психологическую характеристику героям и с абсолютной достоверностью раскрывают время и место действия.
          В. А. Фаворский иллюстрировал новеллы Мериме (1927—1934), Данте (1933), "Гамлета" (1940) и "Сонеты" Шекспира (1947). В 1949 году он иллюстрировал также книгу "Роберт Берне".
          Многочисленные циклы гравюр создал Фаворский к произведениям русской литературы. Его иллюстрации к "Рассказам о животных" Л. Толстого (1929—1931), к повести Н. Гоголя "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" (1930—1931), к "Жень - Шеню" М. Пришвина (1933) и ко многим другим произведениям классической и современной отечественной литературы поражают мастерством художника, который, не нарушая стройности повествования, дает насыщенную образную характеристику жизненного явления. Фаворский умел вместе с тем сохранить свое лицо, свою художественную самобытность. Многие его иллюстрации дополняют литературное произведение, дают обильную пищу для размышлений, выражают самостоятельный взгляд художника на действительность и, таким образом, являются оригинальными графическими произведениями высокого достоинства.
          Много творческого труда и вдохновения отдал Фаворский иллюстрированию произведений Пушкина. Помимо "Бориса Годунова" он создал также цикл великолепных иллюстраций к "Маленьким трагедиям" поэта.
          "Какое счастье, — писал Фаворский, — что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним приобщаться. Как страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность". В 1950 году Фаворский заканчивает цикл иллюстраций к классическому произведению русской литературы "Слово о полку Игореве".
          В 1962 году за иллюстрации к древнерусскому эпосу "Слово о полку Игореве", произведениям А. С. Пушкина "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии" Фаворский был удостоен Ленинской премии. В 1928 году Фаворский создал две гравюры на дереве, объединенные общей темой "Годы революции". Первый лист — "Октябрь 1917", второй — "Гражданская война". Это гравюры-летописи, в которых художник синтетически изобразил великую революционную эпоху. В листах множество действующих лиц и исторических эпизодов, органически связанных между собой. Кипит многолюдный митинг, на котором выступает Ленин. Громко звучат призывы "Долой войну!". В стремительном порыве солдаты, рабочие рвутся в бой на защиту революции, идет перестрелка. Падают убитые. Здесь же фигурка мальчика, продавца газет. Это на гравюре "Октябрь 1917".
          Лист "Гражданская война"... Скачут красные конники, уходят в лес партизаны, походным маршем следует пехота... Гравюры Фаворского на революционные темы оптимистичны, великие исторические события рассматриваются им в философско-нравственном аспекте, как победа добра над злом, жизни над смертью.
          К станковой графике Фаворский обращался не раз. Еще в 1918 году им была создана серия листов "Виды Москвы", а в 1921 году для альбома "Революционная Москва Третьему Конгрессу Коммунистического Интернационала" он исполняет гравюру "Кремль. Свердловский зал".
          В 1929 году Фаворский создает "Портрет Ф. М. Достоевского", в котором образ великого писателя предстал во всей своей жизненной правде. Напряженный, сосредоточенный, задумчивый взгляд, поджатые губы, большой открытый лоб показывают человека противоречивой, трудной, трагической судьбы, для которого творчество — жизненная необходимость.
          В 1945—1947 годах Фаворский исполняет серию гравюр "Великие русские полководцы". В образах Александра Невского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова воплощены храбрость и мужество русского народа, всегда отстаивавшего честь и независимость своей отчизны. Подавляющее число произведений Фаворского были исполнены в ксилографии, однако выдающийся мастер графического искусства работал и в линогравюре.
          Этот очерк о русском советском художнике В. А. Фаворском хочется закончить следующими словами другого замечательного нашего художника-графика Д. А. Шмаринова: "В последний день 1964 года мы проводили в последний путь Владимира Андреевича Фаворского... Жизнь Фаворского, наполненная бесконечным творческим трудом, была нелегкой. В дни Великой Отечественной войны Фаворский потерял на фронте двух сыновей... Творчество Фаворского нередко оценивалось предвзято и неправильно. Но художник не изменял себе — его жизненные цели, его творческие задачи определялись большими масштабами …".


         В.Воропаева
         В.Фаворский: забытый иллюстратор эпоса "Манас" /(В.А. ФАВОРСКИЙ)
          Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964 гг.) - один из самых, вероятно, разносторонних русских художников. “Фаворский все время как цельная личность действительно был событием”, - вспоминал о Фаворском его ученик художник Андрей Владимирович Васнецов. В 1946 году на короткое время творчество В.Фаворского стало событием и в культурной жизни Кыргызстана. Оно связано с великим эпосом “Манас”.
          Большое удивление вызывает сам факт предложения правительством Киргизии “формалисту” В. А. Фаворскому иллюстрирования эпоса “Манас”. Художник согласился на это только при условии предоставления ему возможности ознакомиться с жизнью республики, ее искусством, с бытом народа и, конечно, с ее природой. Он считал, что, хотя эпос “иногда очень фантастичен, даже сказочен, он в конце концов приводит к реальной жизни этого народа”.
          Так вот, приглашающая сторона сделала все возможное для выполнения условий, выдвинутых художником. Это было время активной подготовки к юбилею эпоса.
          Итак, 10 августа 1946 года В.А. Фаворского встречают в аэропорту официальные лица и киргизские художники. Первые дни пребывания в Киргизии были посвящены организационным проблемам: с руководителями республики и работниками ЦК партии подробно обсуждались планы работы и соответственно программа поездок художника. Богатейшие коллекции прикладного искусства киргизского народа В. Фаворский внимательно изучил в Музее изобразительных искусств и Историческом музее. В киргизском филиале Академии наук СССР манасоведы познакомили художника с основным текстом эпоса. На русском языке сам художник смог прочесть только фрагменты, поскольку весь текст “Манаса” на русский язык был переведен гораздо позднее. Удалось Фаворскому послушать некоторых манасчи и, что особенно важно, Саякбая Каралаева - выдающегося сказителя. Художник сделал несколько портретных зарисовок Саякбая.
          Во всех “сеансах” зарисовок участвовали и местные художники, стараясь не упустить возможность поработать рядом с выдающимся мастером и почерпнуть нестареющие его новаторские идеи о форме и пространстве, поверхности и цвете.
          Недалеко от Фрунзе, в поселке Кашкасу, Союз художников арендовал небольшой домик, который служил этюдной базой. Здесь-то и встретил В. Фаворского Семен Чуйков. С утра до позднего вечера рисовали и писали мастера с натуры в поле, на току, где кипела горячая молотьба. “Утром и вечером мы готовили себе на костре чай, а днем - обед. Вечерами подолгу сидели у затухающего костра и задушевно толковали об искусстве, о жизни. Эти тихие вечера, когда шум речки Алаарчи подчеркивал свежесть и тишину горной природы и звездное небо осеняло нас, не забудутся никогда”, - вспоминал Чуйков об этой встрече.
          Владимиру Андреевичу в то время было 60 лет, но даже борода его “была уже белой, как снег горных вершин”. На фронтах только что прошедшей войны погибли оба его любимых сына.
          На конференции художников, которая была созвана 28 августа 1946 года, очевидно в связи с его приездом, В. Фаворский выступил и поделился своим видением эпоса “Манас”. А 30 августа новенькая, “с иголочки”, грузовая машина ГАЗ-51 с Фаворским и его ученицами В. К. Федяевской и Е. М. Родионовой, а также с фрунзенскими художниками Л. Трусковским, А. Игнатьевым, Н. Ефременко, О. Мануйловой, А. Михалевым отправилась в Нарынскую область. А потом привал в Тоне, писали Иссыккуль, перевалы, Кочкорку. 3 сентября - Нарын, по дороге зарисовали перевал Долон с его многочисленными изгибами серпантинов...
          Работал Владимир Андреевич с большим увлечением и напряжением: ему очень нравились киргизские лица своей пластической цельностью и выразительностью.
          В Атбаши путешественники разместились в роскошной белой юрте с богатым убранством. В. А. Фаворский внимательно изучал ее конструкцию, восторгался искусством киргизских мастериц - ширдаками, ала-кийизами, туш-кийизами, циновками из чия. Здесь же он написал замечательный портрет колхозного мираба Нургазы Акчараева.
          В столицу республики вернулись 17 сентября, а 19-го В. А. Фаворский прочел свою лекцию “О рисунке”, где, естественно, “прозвучали” природа Кыргызстана и его люди.
          И вот поездка на родину Манаса - в Талас. К путешествию присоединились Л. Ильина, А. Игнатьев, И. Мирошниченко. Здесь всех встретили С. Чуйков, Г. Айтиев и В. Тюрин.
          В Таласе В. Фаворским было выполнено 30 пейзажных и портретных зарисовок. 28 сентября вернулись из Таласа, а через три дня Владимир Андреевич улетел в Москву.
          С 10 августа по 28 сентября В. Фаворский работал в Кыргызстане. За это время было создано около ста больших рисунков и два альбома набросков. Причем рисовал он довольно жесткими черными и цветными карандашами. И только вернувшись в Москву, в 1946-1947 гг. он стал работать над серией станковых линогравюр на темы эпоса “Манас”.
          Как известно, издание эпоса “Манас” в то время не состоялось и, следовательно, серия его замечательных иллюстраций не была опубликована. Мир был лишен возможности увидеть “Манас” глазами и душой великого мастера Фаворского.
          И потом, после поездок, Владимир Андреевич иногда показывал собравшимся в воскресенье друзьям и близким серию своих работ: двойные портреты - результаты поездок в Киргизию Калмыкию; поражающие тончайшие рисунки среднеазиатских пейзажей или серии самаркандских линогравюр, портретов полководцев. Очень много рассказывал и комментировал. С огромным вдохновением и заинтересованностью показывал буддийские иконы, привезенные из Калмыкии, черепки, которые он собирал на развалинах Афросиаба. В Москву из Самарканда он привез несколько ящиков фрагментов древней керамики. Показывая их, он восхищался совершенством орнамента, вязью арабских букв и цветом, осторожно брал в руки, как произведения высокого искусства, осколки чего-то драгоценного.
          Осенью 1986 года состоялась выставка произведений В. А. Фаворского, посвященная его 100-летию. В произведениях мастера просматривались ясно и настойчиво “космичность пространства, умная предметно-пространственная пластика, целомудренная простота раскрытия содержания в форме...”. Все это ощущается и в тех многочисленных набросках и зарисовках, которые он выполнил, работая в Кыргызстане, и в той серии станковых линогравюр на темы эпоса “Манас”, эскизы к которым были сделаны им еще в 1946-1947 годах. Эпос “Манас” так и не был издан в планированном варианте, и иллюстрации В. А. Фаворского к нему - также. И здесь уместно привести воспоминания Дмитрия Михайловича Шаховского - московского скульптора - о Фаворском: “Не забвение грозит большому художнику (это невозможно!), а искажение, снижение подвижнического пути не всегда уверенного в своей непогрешимости мастера в художественной правде до набора эстетических правил и узаконенных приемов. И еще горше обида - когда именем Фаворского клянутся люди, которые в своей практической деятельности или чужды, или прямо враждебны тому, что исповедовал и за что боролся Фаворский”.




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2004-10-11 (55747 Прочтено)

    [ Назад ]

    Content ©
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на http://www.maslovka.org, обязательна.





    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.




    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство , его история – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биографии и фотографии художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись 20 века и в целом изобразительное искусство - это и история, и школа, и биография, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.583 секунды