Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Христенко Николай Павлович
МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура 20-го века
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивПоиск в помощь коллекционеруКупить. Актуальные преложенияФорум

Поиск зала художника
фамилия:

М а с л о в к а

История Городка
(фильмы о Масловке)


Художники прошлых поколений Масловки:
 · 1870 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1950  гг. р.

Учителя и коллеги -
ближний круг Масловки:

 · 1850 - 1879  гг. р.
 · 1880 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1929  гг. р.
 · 1930 - 1950  гг. р.

Совр.художники Масловки
 · 1910 - 1949  гг. р.
 · 1950 - по н.в.

 · Ссылки
 · Напишите нам


Р е к л а м а





МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.

МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.



  • Зарегистрироваться
  • Войти
  •   

    ХРИСТЕНКО Н. П. _______________ KHRISTENKO Nikolay

    Христенко Николай Павлович
    1897-1993

    Николай Павлович Христенко

  • творчество
  • фотографии
  • выставки
  • литература
  • статьи о художнике

  • Статья из каталога персональной выставки 1973 года. Москва:
    Николай Павлович Христенко родился в 1897 г. в Быково-Хуторах на берегах нижней Волги, Астраханской губ.

    В 1913 году он успешно выдержал экзамен в художественную школу в г. Казани, которая находилась в ведении Российской императорской академии художеств и была укомплектована очень хорошими преподавателями. Окончив Художественный институт в 1922 году, Николай Павлович стал на путь художника-профессионала и художника-педагога. Он - педагог и воспитатель в средней общеобразовательной школе, руководит в красноармейской студии рисунком и кружками рабочей молодежи по изоискусству, читает лекции по пластической анатомии при штабе запаса Красной Армии в г. Казани. Он в то же время является участником многих художественных выставок как в СССР, так и за рубежом.

    В кипучее время революции и дни ахровского движения Николай Павлович являлся одним из активнейших сторонников реалистической школы в изобразительном искусстве и его пропагандистом как в г. Казани, так и в г. Москве, куда он переехал в 1924 г. Борьба с формализмом и отрицателями станкового искусства, борьба за реализм переходила на высшую ступень совершенствования качественных достоинств художника и мастера.

    Первая выставка, где Николай Павлович представил свои работы была в г. Казани в 1922-23 году, затем в г. Москве на выставке - «Революция, жизнь и труд» в 1925 году. Ряд картин Николай Павлович написал на тему Кавказа и Дагестана: "Свадьба в ауле Дагестана", "Орджоникидзе и Назаретян среди партизан на Кавказе", "Осоавиахимовцы на Кавказе", "Кумычка", "Вожатый пионеров". Указанные работы экспонировались на выставках, репродуцировались в печати, кар¬тина "Свадьба в ауле Дагестана" находилась на одной из выставок в Германии.

    К кавказскому периоду относится и картина "К.Е. Ворошилов и С.М. Буденный после охоты". Материалы и этюды к картине Николай Павлович собирал в охотничьих угодьях близь г. Нальчика на Кавказе в 1930-31 гг. К юбилейной выставке РККА он выполнил портрет К.Е. Ворошилова. К освоению северного полюса Николай Павлович написал портрет летчика Леваневского. Картина "Ударники тракторного завода в г. Сталинграде" выполнялась по заданию кооперативного товарищества, которая экспонировалась на выставке в музее им. А.С. Пушкина в 1938 году (издана в печати).

    Картины "Отступление немцев", "Комиссар ведет отряд в бой", "Атака партизан в Западной Украине" выполнялись по заданию музея Революции СССР г. Москвы в 1942-44 гг. Большая картина - панно "Заседание Верховного Совета СССР" выполнялась авторами: Г.К. Савицким, А.В. Моравовым и Н.П. Христенко по заданию правительственных органов для международной выставки в Нью-Йорке (размер картины-панно - 13x8,5 м. год выполнения 1939).

    В период с 1921 по 1931 гг. проводилась работа по сибиранию художественного материала к созданию панорамы "Штурм Перекопа". Панорама была издана в специальном сборнике с достаточно полной аннотацией. Центральное 30-ти метровое сферическое полотно, "Штурм Турецкого вала" и весь собранный авторами Г.К. Савицким, В.Б. Ерановым и Н.П. Христенко историко-художественный материал был зверски уничтожен немецко-фашистскими войсками в г. Симферополе, где экспонировалась панорама.

    С 1948 года по 1953 год включительно Николай Павлович преподавал рисунок и возглавлял кафедру академического рисунка в МВХПУ (б. Строгановское), его педагогическая деятельность и методическая направленность исходила из принципиально-реалистических установок в изобразительном искусстве.

    В 1973 году исполнилось 25 лет учебно-педагогической деятельности Николая Павловича Христенко в ВУЗах.

  •  Христенко Николай Павлович Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.

    Христенко Николай Павлович (1897) учился в Казанской художественной школе и в Художественном институте под руководством Н. И. Фешина. Со времени приезда в Москву участник выставок АХР и ССХ.
    Участвовал на выставке к десятилетию РККА.

    (Картина: «Осоавиахимовцы за изучением военной техники». Масло.)


    Творчество:

    Н.П. Христенко. Картина : Осоавиахимовцы в ауле
    Осоавиахимовцы в ауле.

    Н.П. Христенко. Картина : Старик. 1959. Уголь
    Старик. 1959. Уголь
    Н.П. Христенко. Картина : Портрет профессора Н.Н. Соболева. 1957. Уголь
    Портрет профессора Н.Н. Соболева. 1957. Уголь

    Н.П. Христенко. Предгорье. Картон, масло
    Предгорье. Картон, масло.

    Н.П. Христенко. Картина :  Портрет художника В.С. Сварога. 1943. Холст, масло
    Портрет худ. В.С. Сварога. 1943. Х.М.
    Н.П. Христенко. Картина :  Женская голова.1969. Уголь.
    Женская голова.1969. Уголь
    Н.П. Христенко. Картина :  Портрет художника В.В. Мешкова. 1960. Уголь
    Портрет худ. В.В. Мешкова. 1960. Уголь

    Н.П. Христенко. Картина : На Волге
    На Волге
    Н.П. Христенко. Картина : На даче в Звенигороде
    На даче в Звенигороде

    Н.П. Христенко. Картина :  Портрет дочери Галины. Холст, масло
    Портрет дочери Галины. Холст, масло
    Н.П. Христенко. Картина : Натюрморт с розами.  Холст, масло
    Натюрморт с розами. Холст, масло
    Н.П. Христенко. Картина :  Золотая осень.  Холст, масло
    Золотая осень. Холст, масло

    Н.П. Христенко. Картина : Лето
    Лето
    Н.П. Христенко. Картина : Летний букет
    Летний букет

    Н.П. Христенко. Картина : Дом в Тарусе
    Дом в Тарусе
    Н.П. Христенко. Картина : Натурщица
    Натурщица

    Н.П. Христенко. Церковь в селе Коломенское. Холст, масло
    Церковь в селе Коломенское. Холст, масло.

    Н.П. Христенко. Натурщица. Холст, масло
    Натурщица. Холст, масло.

    Н.П. Христенко. Розы. 1968. Холст, масло
    Розы. 1968. Холст, масло.


    Фотографии:

    Ученики 5-го класса художественной школы, Казань. В. Дубровинъ, А. Кариневъ, М. Балагушинъ, Н. Михайловъ, Г. Спиридоновъ, Н. Никольская, Н. Христенко, С. Париловъ. 7 февраля 1917 г.
    Ученики 5-го класса художественной школы, Казань. В. Дубровинъ, А. Кариневъ, М. Балагушинъ, Н. Михайловъ, Г. Спиридоновъ, Н. Никольская, Н. Христенко, С. Париловъ. 7 февраля 1917 г.

    Живописный класс художественно-промышленных учебных мастерских, г. Мстёра, Владимирская обл. Преподаватели Е.А. Калачёв и О.А. Модоров. 1919-1920 г.
    Живописный класс художественно-промышленных учебных мастерских, г. Мстёра, Владимирская обл. Преподаватели Е.А. Калачёв и О.А. Модоров. 1919-1920 г.

    Д.К. Жилинский, П.А. Радимов, Н.П. Христенко, 1923 г.
    Д.К. Жилинский, П.А. Радимов, Н.П. Христенко, 1923 г.

    Стоят слева направо - В.Н. Перельман, Б.Н. Яковлев, Я.А. Башилов; <br> сидят - А.В. Григорьев, П.А. Радимов, Е.А. Кацман, Н.П. Христенко. Москва, АХРР, 1923 г.
    Стоят слева направо - В.Н. Перельман, Б.Н. Яковлев, Я.А. Башилов;
    сидят - А.В. Григорьев, П.А. Радимов, Е.А. Кацман, Н.П. Христенко. Москва, АХРР, 1923 г.

    Н/у, Анна Григорьевна Бакланова (будущая жена художника), Евгения Григорьевна Григорьева (урожд. Бакланова, сестра) и Александр Владимирович Григорьев.
    Н/у, Анна Григорьевна Бакланова (будущая жена художника), Евгения Григорьевна Григорьева (урожд. Бакланова, сестра) и Александр Владимирович Григорьев.

    Сидят слева направо - Н/у, П.П. Соколов-Скаля; стоят - А.Е. Куликов, В.П. Ефанов,  Н.П. Христенко
    Сидят слева направо - Н/у, П.П. Соколов-Скаля; стоят - А.Е. Куликов, В.П. Ефанов, Н.П. Христенко

    П. Котов, Н.П. Христенко, П. Шухмин.
    П. Котов, Н.П. Христенко, П. Шухмин

    Н.П. Христенко, Г.К. Савицкий и др.
    Н.П. Христенко, Г.К. Савицкий и др.

    Н.П. Христенко, Георгий Константинович Савицкий, М.И. Авилов
    Н.П. Христенко, Георгий Константинович Савицкий, М.И. Авилов

    Г.К. Савицкий и Н.П. Христенко за работой над панорамой Штурм Перекопа
    Г.К. Савицкий и Н.П. Христенко за работой над панорамой Штурм Перекопа

    Слева направо: В.В. Крайнев, н/у, В.П. Ефанов, Н.С. Самокш, В.Н. Кучумов, Н.П. Христенко, Г.К. Савицкий
    Слева направо: В.В. Крайнев, н/у, В.П. Ефанов, Н.С. Самокш, В.Н. Кучумов, Н.П. Христенко, Г.К. Савицкий

    Н.П. Христенко, Г.К. Савицкий и В.Н. Кучумов за игрой в карты
    Н.П. Христенко, Г.К. Савицкий и В.Н. Кучумов за игрой в карты

    Н.П. Христенко на охоте на Северном Кавказе
    Н.П. Христенко на охоте на Северном Кавказе

    Н.П. Христенко на охоте
    Н.П. Христенко на охоте
    Н.П. Христенко в Тарусе. 1955 г.
    Н.П. Христенко в Тарусе. 1955 г.

    Сидят слева направо - Художники К.И. Финогенов и Н.П. Христенко
    Художники К.И. Финогенов и Н.П. Христенко

    Николай Павлович Христенко в своей квартире, 1987 г.
    Николай Павлович Христенко в своей квартире, 1987 г. (90 лет).

    Материалы для этой страницы любезно предоставила Галина Николаевна Христенко - дочь и хранитель наследия художника.
    Материалы для этой страницы любезно предоставила Галина Николаевна Христенко - дочь и хранитель наследия художника. Москва, февраль 2010 г.


    Выставки:

    1920 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 1-я ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВА И НАУКИ
    1921 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 2-я ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ
    1922 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КОНКУРСНАЯ (1-я) ВЫСТАВКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
    1922 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН, ЭТЮДОВ, ЭСКИЗОВ, РИСУНКОВ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ «ЖИЗНЬ И БЫТ РАБОЧИХ» (АХРР)
    1923 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН ТатАХРР
    1925 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: IV ВЫСТАВКА КАРТИН, СКУЛЬПТУРЫ, АРХИТЕКТУРЫ И ГРАФИКИ ТАХРР
    1925 г. Москва: VII ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
    1926 г. Ленинград: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
    1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
    1927 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН РЯЗАНСКОГО ФИЛИАЛА АХРР С УЧАСТИЕМ ХУДОЖНИКОВ МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АХРР «ЖИЗНЬ, БЫТ И РЕВОЛЮЦИЯ НАРОДОВ СССР»
    1927 г. Москва: IX ВЫСТАВКА АХРР
    1928 г. Москва: X ВЫСТАВКА АХРР (К ДЕСЯТИЛЕТИЮ РККА)
    1929 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАЗАНСКОГО ПЛАКАТА
    1929 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АХР ОТДЕЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ
    1929 г. Москва: XI ВЫСТАВКА АХР «ИСКУССТВО В МАССЫ»
    1930 г. Москва: ВЫСТАВКА «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ»
    1931 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРЫМ И КАВКАЗ —ЗДРАВНИЦЫ СССР»
    1933 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
    1935 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
    1936 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
    1937 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ЭТЮДОВ ХУДОЖНИКОВ УКРАИНЫ И МОЛДАВИИ
    1938 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАКАТА И МАССОВОЙ КАРТИНЫ «У НАС И У НИХ»
    1938 г. Москва: ВЫСТАВКА МАКЕТОВ, ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ ПАНОРАМЫ И ДИОРАМ «ШТУРМ ПЕРЕКОПА»
    1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КИСЛОВОДСКАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
    1939 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА "МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ"
    1939 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА»
    1940 г. Москва: СЕДЬМАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ. Графика, акварель, рисунок
    1941 г. Москва: ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
    1942 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
    1943 г. Москва: ВЫСТАВКА «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
    1944 г. Москва: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ"
    1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРОВ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
    1948 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН
    1952 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
    1953 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
    1957 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 40-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


    Литература:

    1. Каталог выставки произведений зав. кафедрой живописи и.о. профессора Николая Павловича Христенко. Минпросвещения РСФСР, МГПИ им. В.И. Ленина, Москва, 1966 г.
    2. Каталог выставки произведений Николая Павловича Христенко. МОСХ СССР, Москва, 1973 г.


    Статья А. Терентьева о выставке Н.П. Христенко в МГПИ им. В.И. Ленина. Москва, 1966 г.
    Выставка произведений Николая Павловича Христенко — одна из художественных выставок, проводимых в текущем году на художественно-графическом факультете Московского Государственного Педагогического Института им. В.И. Ленина. Выставка охватывает сравнительно небольшой период творческой деятельности Н. П. Христенко: главным образом это работы нескольких последних лет. Вместе с тем она достаточно полно характеризует многие существенные стороны его творчества.

    У Николая Павловича Христенко богатая творческая и педагогическая биография: он участник многих художественных выставок, как в СССР, так и за рубежом, автор большого количества живописных и графических работ, находящихся в различных музеях и организациях, многие его произведения репродуцировались в журналах, газетах и издавались массовыми тиражами; в течение многих лет Н. П. Христенко ведет плодотворную педагогическую работу.

    Будучи учеником выдающегося русского художника Н. И. Фешина, Н. П. Христенко получил из первых рук основы высокого профессионального мастерства, которое непрестанно совершенствовал в течение всей своей жизни, неуклонно следуя замечательным традициям русского реалистического искусства.

    Н. П. Христенко является представителем той части советских художников, деятельность которых наиболее полно и интенсивно проявилась в первые десятилетия Советской власти, когда закладывался фундамент советского искусства, советской культуры.

    Много времени и сил отдал Н. П. Христенко изобразитель¬ному искусству, его пропаганде среди широких масс трудящихся и красноармейцев в годы Гражданской войны и в последующее время- Заметный вклад внес Николай Павлович в деятельность художественных организаций Казани и Москвы в первые годы создания и развития творческих объединений советских художников. В 1922—23 г.г. он был председателем. Тат. АХХР (филиала Ассоциации художников Революционной России в Татарской Автономной Республике), а с 1924 г. он активный член Московского отделения АХРР, где регулярно участвует на выставках и ведет большую общественную работу.

    Рука об руку с творческой деятельностью идет педагогическая работа Н. П. Христенко. Он руководил красноармейскими кружками изоискусства, рабочими изостудиями, преподавал в течение ряда лет в различных художественных вузах Москвы, в настоящее время заведует кафедрой живописи художественно-графического факультета МШИ им. В. И. Ленина.

    Свой богатый опыт художника и педагога Н. П. Христенко передает студентам и аспирантам.

    Творческий диапазон Н. П. Христенко—художника весьма широк. В его активе десятки картин различного содержания, разных жанров, сотни рисунков и этюдов. Среди его наиболее значительных произведений можно назвать картины «Серго Орджоникидзе среди партизан Кавказа», «К. Е. Ворошилов и С. М. Буденный после охоты», «Осоавиахимовцы в Дагестане», «Пионервожатый», «Учительница — кумычка», «Атака партизан», «Комиссар ведет в бой», «Немцы уходят», портреты А. С. Пушкина, летчика Леваневского, академика М. А. Павлова и др. Совместно с другими художниками Н. П. Христенко принимал участие в создании монументальных полотен: «Заседание Верховного Совета СССР», и панорамы «Штурм Перекопа».

    Кроме того им написано большое количество портретов, натюрмортов, пейзажей, этюдов, сделано много рисунков и эскизов.

    Можно без преувеличения сказать, что все творчество Н. П. Христенко базируется на исключительно правдивом, точном и выразительном рисунке, в котором художник достиг высокого совершенства.

    Рисунки Н. П. Христенко отличаются подлинной профессиональной культурой, мастерством исполнения, убедительной полнотой характеристики натуры. Рассматривая его рисунки, нельзя не заметить той хорошей, плодотворной преемственности, которая тончайшими нитями связывает работы талантливого ученика с творчеством его замечательного учителя. Н. П. Христенко много получил, занимаясь у Н. И. Фешина—виртуозного мастера рисунка.

    Вместе с тем у Н. П- Христенко свой ярко выраженный индивидуальный творческий почерк, что является непремен¬ным условием самобытности каждого художника.

    Н. П. Христенко создал целую галерею рисунков самого различного содержания. Особенно много и плодотворно он работал над своим излюбленным жанром — портретом.

    На данной выставке представлено много интересных образцов портретного творчества Н. П. Христенко, в том числе и графических портретов.

    Запоминается и впечатляет прекрасный рисунок — портрет художника В. В. Мешкова. Острая характеристика натуры, верно схваченный характер портретируемого человека, глубина психологического раскрытия образа, сочетающиеся с мас¬терским, свободным исполнением, техническим совершенством рисунка не могут оставить зрителя равнодушным. Чуть заметными штрихами, легкими полутонами лепит художник форму головы, умело акцентируя внимание зрителя на самом глав¬ном, существенном, создавая незабываемый образ пожилого художника с пытливыми, пристально смотрящими на мир глазами.

    Не менее интересен рисунок головы старика-натурщика. Тонкая характеристика изображаемой модели достигается здесь еще более лаконичными, но не менее выразительными средствами- Чувствуется, что художник долго и внимательно изучал натуру и только глубоко осмыслив, постигнув характер изображаемого человека, великолепно рассказал об увиденном. Рисунок выполнен легко, непринужденно, с большим тактом и вкусом.

    В этой работе очень наглядно раскрывается тонкое мастерство Н. П. Христенко-рисовальщика, свободно владеющего техникой рисунка, умело использующего его выразительные средства.

    Нельзя не упомянуть и о тонко моделированном рисунке женской головы. Этот рисунок привлекает особой тонкостью характеристики натуры, великолепной передачей настроения изображаемого человека, своим особенным лирическим строем. Точная психологическая характеристика модели, передача тончайших оттенков настроения человека является, пожалуй, труднейшей задачей для художника-портретиста. Успешное решение этих задач в рисунках Н. П. Христенко лишний раз характеризует его незаурядное мастерство.

    Упоминаемый рисунок необычайно привлекателен и с технической стороны, являя собой яркий образец необходимого сочетания формы и содержания, глубокого замысла художника и блестящих средств воплощения этого замысла.

    Рисунок обнаженной женской модели, который мы также видим на выставке, может служить хорошим примером мастерского изображения человеческого тела в рисунке. Наряду с кажущейся легкостью, свободой выполнения рисунка, в нем угадывается внимательная работа художника над построением изображения, над конструкцией фигуры, работа, направленная на достижение максимальной выразительности рисунка при минимальном количестве применяемых средств.

    В рисунке прекрасно передано движение модели, пластика тела, тонко решены светотеневые градации постановки. Н. П. Христенко с одинаковым успехом работает разными материалами и в этом также большая привлекательность его рисунков. Однако, можно заметить, что излюбленным материалом художника в большинстве случаев остается уголь. Техника рисунка углем доведена Н. П. Христенко до совершенства. Его рисунки, сделанные углем, удивляют тонкостью и изяществом исполнения, своеобразием, пониманием особенностей материала. Эти рисунки, как правило, всегда строги и точны, тонко моделированы, свободны по технике выполнения: «Уголь — материал тонкий, а возможности его применения в рисунке—неограниченны», говорят художник и демонстрирует это в своих работах.

    Воспитательное значение, активное педагогическое воздействие рисунков Н. П. Христенко на учащуюся молодежь несомненны. В его рисунках с большой убедительностью раскрываются лучшие качества реалистического рисунка, его методическая и техническая стороны. В этом одно из особых достоинств рассматриваемой выставки.

    Своеобразна и интересна показанная на выставке живопись. В большинстве своем это портретные работы, а также пейзажи и этюды. Как упоминалось выше, портрет занимает особое место в творчестве Н. П. Христенко. Именно к портрету длительное время приковано пристальное внимание художника. За большую творческую жизнь им написано немало портретов и этюдов к ним. И на этой выставке мы видели ряд портретных работ, типичных для Н. П. Христенко.

    Портрет художника В. С. Сварога написан в этюдной манере, широко и свободно. Красочная гамма портрета несколько сдержанна. Художник уделяет большое внимание психоло¬гической характеристике человека, отсюда особое внимание к лицу портретируемого, тщательная живописная проработка формы головы при относительной обобщенности и этюдном лаконизме других мест портрета (что, кстати, характерно для многих портретных работ Н. П. Христенко.

    Голова В. С. Сварога прекрасно нарисована и тонко моделирована, что при широко написанном фоне создает своеоб¬разный контраст, привлекает внимание зрителя к главному— характеристике изображаемого человека. Интересно решен портрет военврача. Это один из наиболее запоминающихся портретов, экспонированных на выставке. Широкими мазками художник уверенно лепит форму головы, обобщенно решая фон и второстепенные детали. Острая характеристика лица, крепкий, правдивый рисунок, хорошая техника живописи обеспечили большую убедительность и выразительность портрета. Художник создал запоминающийся образ.

    Очень привлекателен этюд «Девушка в красном». Непринужденная поза, своеобразно трактованное движение фигуры, смелость и широта живописи, уверенный мазок, техническое совершенство письма характерны для этой работы и создают впечатление непосредственности, жизненной правды. В другом ключе написан «Портрет девушки, сидящей в кресле»- Художнику удалось передать настроение задумавшейся девушки, портрет отличается лиричностью, задушевностью.

    Очень тонко и разнообразно написаны многочисленные белые и серые участки холста, преобладающие в данной картине. Это одна из наиболее тонких по живописи работ на выставке.

    Можно отметить также портрет художника С. И. Пичугина, как пример острой и точной психологической характеристики, строгого рисунка, внимательной проработки формы. Из пейзажных работ хочется назвать картину «Вечерний ноктюрн», в которой автору удалось передать тихое очарование летнего вечера над рекой и берегом с лодками- Картина интересна по композиции, особенно удачно решен средний план: лодки и берег. Эта картина, как и многие другие работы Н. П. Христенко выдержана в добрых традициях русской реалистической живописи.

    Интересны добротно написанные этюды «Хоста», «Цвету¬щий сад», два волжских этюда и многие другие работы ху¬дожника. Живопись Н. П. Христенко базируется на крепком, уверенном рисунке, на высокой профессиональной культуре, на хорошей живописной технике.

    Некоторым живописным работам Н. П- Христенко свойственна известная цветовая сдержанность, обусловленная по всей видимости с тем огромным вниманием к рисунку, форме, которые художник не без основания считает первостепенными. Живописные работы Н. П. Христенко являют собой яркий пример органического единства формы и цвета, рисунка и живописи, с четко выраженной первоосновой—формой.

    Методическое значение такой выставки в стенах специального высшего художественно-педагогического учебного заведения очень велико. Работы Н. П. Христенко могут послужить хорошим примером для студентов, профессионально изучающих рисунок и живопись.

    Н. П. Христенко не только интересный и опытный художник, но и педагог с большим педагогическим стажем, много сделавший для воспитания молодежи. Тем более ценной и значительной представляется опыт проведения выставки работ одного из старейших и опытных художников-педагогов Н. П. Христенко.




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2007-07-17 (18244 Прочтено)

    [ Назад ]

    Различия бильярдного стола для русской пирамиды от стола для пула Раскраски по номерам: все гениальное просто Функционируя в мелком либо крупном бизнесе, любому предпринимателю просто как воздух необходимо гибкое законодательство для эффективности развития
    Content ©
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на http://www.maslovka.org, обязательна.



    Помощь сайту:
    На карту Сбербанка: 639002389073672628 41001186166937

    R390562022761
    Z303176078784
    E367523808642

    maslovka_gh@yahoo.com



    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.




    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство , его история – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биографии и фотографии художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись 20 века и в целом изобразительное искусство - это и история, и школа, и биография, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.267 секунды